Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле не имея на то никаких прав. Она, по словам В. О. Ключевского, «совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца». Свержение Петра III явилось полнейшей неожиданностью для подданных, далеких от придворных интриг. Когда в Москве был получен манифест о восшествии Екатерины II на трон и губернатор, огласив его перед военным гарнизоном и жителями города, выкликнул здравицу в честь новой самодержицы, она повисла в тишине: солдаты и народ молчали. Пошли слухи о Екатерине как царице «ложной», фактически - самозванной. В северной столице наблюдался рост настроений в пользу томившегося в Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича, вплоть до возможного бракосочетания с ним новой императрицы.
Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно быстро овладела положением. В манифестах от 28 июня и 6 июля она постаралась обосновать свои действия, оправдывая их «опасностью всему Российскому государству», проистекавшей от изменнической политики Петра III, волей «всех наших верноподданных» и самого Бога. Екатерина всячески подчеркивала свою приверженность к новой родине, ее языку обычаям и вере. Она ходила из Москвы пешком на Белый гусь» Носов богомолье к Троице-Сергеевой лавре, в Ростов на поклонение мощам святого Дм. Ростовского, ездила в Киев и поклонялась печорским угодникам.
Новая государыня решила также для начала дезавуировать ряд действий своего предшественника: отменила мирный договор с Пруссией и вновь начала переговоры, служба дворян вновь объявлялась обязательной, но секуляризация церковных имуществ была лишь приостановлена (Екатерина не собиралась отказывать вовсе от этой соблазнительной для государства идеи) . Однако ближайшие события показали, что о полном разрыве с прежней политикой не может быть и речи.
Но особенно важно пожалуй то, что новое правительство только принимало в расчет хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи вытекающие их практической потребности времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нем дворянства и пр.) , но и отвлеченные теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Деламбера.
Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать ее время как период «просвещенного абсолютизма».
Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития) . Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке довольно широкое распространение.
Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.
В России же развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.
Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А. Р. Воронцова, П. А. Румянцева, А. Г. Орлова, Г. А. Потемкина, А. А. Безбородко, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина активно участвовала в государственной жизни.
Задачи «просвещенного монарха» Екатерина представляла Шолохов Михаил Александрович себе так: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям».
И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».
Теги материала:
Читайте также:
Категория: Другие статьи |
Просмотров: 1260 |
Добавил: tutfood
| Рейтинг: 0.0/0 |